Какая? Архитектура Германии развивалась как часть европейской, но при этом сохраняя свои особенности. На территории страны немало памятников разных эпох и стилей, которые иллюстрируют своеобразность и тенденции в застройке. До наших дней дошел особый германский вид архитектуры – фахверк.
Что интересного? Практически в каждом старинном городе Германии есть достопримечательности. Это соборы, церкви, дворцы, стены и ворота. По ним легко проследить историю развития немецкой архитектуры.
Особенности архитектуры Германии
Искусство градостроительства на территории Западной Европы развивалось одновременно в разных странах, чем объясняется общность архитектурных стилей и направлений. При этом для каждого региона характерны свои неповторимые особенности.
Современная Германия сформировалась в результате появления и реформирования на протяжении нескольких веков многочисленных княжеств, герцогств и королевств. Этим обусловлено богатое архитектурное наследие немецких городов.
Многие шедевры зодчества не пережили Тридцатилетнюю и Вторую мировую войны. Часть ценных сооружений была реконструирована в мирное время, на смену другим пришли новые зданиях, например, в стиле модерн.
Развитие европейской архитектуры опиралось на свойственные разным эпохам теоретические знания инженеров, технологии, инструменты, навыки рабочих, строительные материалы. На формирование стилей оказывали влияние присущие тому или иному времени религиозные и политические взгляды, а также эстетические идеалы. Немалую роль играли финансовые возможности государства, на территории которого возводились жилые дома, общественные здания, мосты, дворцы и соборы.
Появлению каждого архитектурного стиля предшествовало формирование технической базы, совершенствование способов возведения строений, развитие науки. Одной из особенностей европейского зодчества было обновление существующих сооружений, их переделка в соответствии с новыми веяниями. Так, здания в романском стиле приобретали готические черты, затем к ним добавлялись детали, присущие Ренессансу и барокко.
Заново оформляя фасады, надстраивая башенки, добавляя лепнину или декоративные элементы из камня, зодчие добивались преображения существующих сооружений. Знаковые строения, ставшие символами того или иного архитектурного стиля, часто возводились десятилетиями, и каждый новый архитектор вносил что-то свое. В результате создавались неповторимые архитектурные творения – грандиозные соборы и величественные королевские дворцы. Характерные элементы стиля использовались при строительстве жилых домов и общественных зданий.
Простые по технологии фахверковые дома сооружались простолюдинами, а в романском стиле выстроены замки и храмы XI–XII вв. В эпоху раннего Средневековья укрепленные жилища феодалов служили надежным укрытием для всех горожан, селившихся вокруг неприступных каменных зданий. Первые европейские города возникали вокруг замков князей и герцогов, постепенно обрастая собственными крепостными стенами.
Помимо высокой ограды, для защиты от нападения врагов города были окружены рвом, заполненным водой. Для преодоления этого препятствия сооружались подъемные мосты, мощные въездные ворота в крепостной стене, башни для наблюдения за окрестностями. На протяжении Средних веков в Германии продолжались междоусобные войны, в ходе которых феодалы совершали набеги на соседние владения. Борьба за лучшие земли, наследство, выход к морю приводила к необходимости серьезно укреплять замки и города.
Вплоть до начала Наполеоновских войн европейские города сохраняли архитектурные особенности сооружений той эпохи: толстые стены, узкие окна, зубчатые башни. Однако развитие артиллерии сделало бессмысленными попытки укрыться за каменными оградами: пушечные ядра без труда пробивали в них бреши, открывая путь неприятельской армии.
Стремительное развитие немецкого зодчества пришлось на XI–XVI века. В период Высокого Средневековья Ганзейские и Вольные города начали быстро богатеть, перестали зависеть от феодалов и короля. Более того, они прекратили подчиняться императорам Священной Римской империи, благодаря которым и получили когда-то торговые привилегии и особый статус. В этих городах происходило активное строительство роскошных сооружений в разных стилях – от готики до Везерского Ренессанса.
Владельцы зданий не жалели денег на то, чтобы подчеркнуть свое могущество и богатство. К счастью, в одном из Вольных городов, Любеке, полностью сохранились архитектурные шедевры той эпохи. Сегодня они включены ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.
Архитектура Древней Германии
Для памятников древнего немецкого зодчества, датируемых V–X вв. н.э., характерно уникальное смешение стилей и направлений.
К особенностям архитектуры Древней Германии относятся:
- Преобладание деревянных элементов конструкции при возведении сооружений разного назначения – жилых домов, храмов, крепостей.
- Строгое соответствие конструкции строений их функционалу. Предпочтение отдавалось простым незамысловатым формам.
- Использование для украшения зданий резных узоров, отражающих культурные и религиозные ценности древних германцев.
- Возведение укрепленных сооружений для противостояния врагу. Для отражения частых нападений требовались надежные жилища и крепостные стены.
Характерные черты древнегерманского зодчества нашли отражение в более поздних архитектурных стилях этого региона Европы. Отголоски культурного наследия прослеживаются в сооружениях эпохи Средневековья и в зданиях следующих периодов.
Большая часть современной Германии находилась под протекторатом Римской империи. Возведенные в это время мосты, амфитеатры, сторожевые башни, оборонительные укрепления отвечают всем канонам древнеримского зодчества. В старейшем городе Германии, Трире, основанном императором Октавианом Августом в 15 году н.э., сохранились городские ворота, построенные после 170 года н.э.
Романская архитектура Германии
В период с XI по XII век в Европе процветал стиль архитектуры, названный романским (от латинского romanus – римский). Культурное влияние могущественной Римской империи на развитие всех сфер жизни на подконтрольных территориях было огромным. Сооружения, построенные во времена ее существования и в последующие периоды, обладают характерными признаками романского стиля.
Особенностями романской архитектуры считаются:
- Большая толщина стен. Сооружения были основательными, массивными, служили надежной защитой от нападения врагов и обеспечивали устойчивость зданий.
- Полукруглые арки и крестообразные своды. Позаимствованная древними римлянами у этрусков циркульная арка широко использовалась в строительстве, позволила возводить прочные крупные здания разнообразных форм.
- Узкие окна и двери. Проемы выполняли сугубо утилитарную функцию, отличались простыми формами и отсутствием богатых украшений.
- Башни. В таких сооружениях, значительно возвышавшихся над основной городской застройкой, размещали колокольни. Кроме того, они выполняли функции смотровых точек и служили местом укрытия знати при нападении врагов.
- Декоративные элементы. Простые по форме здания украшались резьбой по камню, отделывались отличающимися по цвету фрагментами.
Крупнейшим сохранившимся зданием в романском стиле архитектуры в Германии является Шпайерский собор, датируемый XI веком.
Здания с характерными чертами романской архитектуры есть в большинстве немецких городов. К этому стилю относятся известные сооружения религиозного назначения – собор Майнца, монастырь Маульбронн, Воссерский и Трирский соборы.
Готическая архитектура Германии
На смену романскому пришел готический стиль. Для европейских зданий, возведенных с XII по XVI век, характерны высокий стройный облик, заостренные арки, использование витражей и декоративных розеток.
Особенностями готического стиля являются:
- Устремленность ввысь. Преобладают вертикальные линии, изящество, визуальная невесомость конструкций.
- Арки с острыми вершинами. Тенденция к возвышенности отразилась в стрельчатой форме арок: они стали вытянутыми, придавали строениям элегантность и изысканность.
- Розетки и витражи. В готических зданиях повсеместно использовались лепные розетки с растительными элементами. Большие окна выполнялись в виде цветных витражей сложного рисунка и наполняли внутренние помещения светом, окрашенным в разные оттенки.
- Роспись стен. Преобладают растительные мотивы и геометрические узоры, а также мифические сюжеты.
- Шпили. Высокие башни готических соборов часто имеют шпили, символизирующие устремленность к возвышенному, божественному, отказ от мирской суеты.
Магдебургский собор считается типичным образцом готического стиля с элементами романского. Он был заложен в начале XIII века на руинах имперского собора, но строительство продолжалось вплоть до конца XV века. Именно в это время были сооружены узнаваемые башни.
Готический стиль в архитектуре Германии представлен многими известными зданиями:
- Кельнский собор.
- Церковь Св. Елизаветы в Марбурге.
- Церковь Девы Марии в Трире.
- Церковь Св. Мариив Любеке.
- Ратушав Мюнстере.
Ренессансная архитектура Германии
XIV–XVI вв. представляют собой важнейший этап в истории человечества, связанный с концентрацией на ценности человека, его индивидуальности и неповторимости. Возрождается интерес к античности с ее гуманизмом, стремлением к исследованию мира, развитием искусства, литературы, архитектуры.
В этот период происходит осознанное переосмысление и практическое внедрение приемов, использовавшихся зодчими Древней Греции и Древнего Рима. Стиль Ренессанс, возникший во Флоренции, обязан своему появлению конкретным архитекторам, которые стремились воссоздать порядки и правила давно ушедшего золотого века.
При финансовой поддержке богатых флорентийских покровителей итальянскими зодчими создавались строения с новым обликом, противоположным канонам готического стиля. В них по-другому использовались колонны, пилястры и своды. Во главу угла ставилась симметрия: фасады строений состояли из двух идентичных половин относительно вертикальной оси.
Полукруглые и затем сегментарные арки стали одной из отличительных черт ренессансной архитектуры. Они часто использовались в аркадах, опирающихся на колонны. Обязательным в церковной архитектуре ренессанса стал конструктивный элемент в форме, близкой к полусфере.
Из античной культуры в Ренессанс перешло украшение фасадов скульптурами, барельефами и фресками. На смену стрельчатым готическим окнам пришли прямоугольные, с треугольными фронтонами или завершающиеся полукруглой аркой.
На территории Германии первые здания в этом стиле начали возводиться в XVI веке в Гейдельберге и других городах на юге страны. В отличие от Италии и Франции с их дворцами и замками, ведущими архитектурными типами немецкого Возрождения были жилой дом бюргера и общественные здания бюргерства, в первую очередь ратуши. В XVI в. именно эти здания влияли на постройки дворян и князей. Привлечение в страну итальянских зодчих началось только после 1550 г.
Яркими примерами средневековой архитектуры Германии в стиле Возрождения являются:
- Собор Св. Михаилав Мюнхене.
- ДворецЖюлум в Хельмштедте.
- Церковь Св. Анныв Аугсбурге.
- Замок Йоханнисбургв Ашаффенбурге.
Везерский Ренессанс в Германии
В начале XVI – середине XVII веков в городах, расположенных в долине реки Везер, сложился особый архитектурный стиль, в котором соединились характерные черты итальянского и северного Возрождения.
Между началом Реформации и Тридцатилетний войной регион переживал строительный бум, поскольку усилилась его роль в торговле. Города стали богатеть и могли финансировать возведение сложных по форме и богато украшенных зданий. Благодаря этому обстоятельству сформировалась уникальная архитектура городов Германии в долине реки Везер.
Характерными особенностями Везерского Ренессанса считаются фронтоны, отделанные каменными завитками, обилие скульптурных декоративных элементов, лепнина и позолота. Одним их важнейших элементов стиля является балкон-эркер, представляющий собой миниатюрное повторение фасада. Здания украшались резьбой по камню в виде геометрических узоров и сложных орнаментов. Устрашающие маски на фасадах, призванные отпугивать злых духов – еще одна особенность Везерского Ренессанса.
Благодаря узнаваемым зданиям в этом стиле средневековые города Нижней Саксонии отличались уникальным колоритом. Наиболее известны следующие сооружения в стиле Везерского Ренессанса:
- Старая Ратуша в Ганноверском Мюндене. Построенная в начале XVII века, она впечатляет размерами и гармоничными пропорциями. Витые колонны, портики и балкончики придают зданию легкость и изящество.
- Дом Ляйста в Хамельне. Создавался для богатого хлеботорговца Герда Ляйста, был завершен в 1589 году. Лепные украшения на фасаде, фронтон с элегантной отделкой делают сооружение ажурным.
- Дом крысолова в Хамельне. Само здание датируется XIII веком, а фасад в сите Везерского Ренессанса выполнен в 1603 году для мэра Германа Арендеса.
- Свадебный Дом в Хамельне выстроен в первой четверти XVII века для проведения общественных торжеств. В здании размещались суд, арсенал, палата мер и весов, а также городская аптека.
- Цум Брайтен Герд – Дом у большого очага в Эрфурте. Фасад здания 1584 года украшен росписью и лепниной, а фриз на фасаде изображает пять женщин, символизирующих органы чувств.
Барокко и рококо в Германии
В XVII–XVIII веках в европейской культуре господствовало два стиля – барокко и рококо. Они возникли в результате эволюции ренессансной архитектуры и стали ее логичным продолжением.
Главной особенностью барокко является роскошь, изысканность, парадность, обилие скульптур и декоративных элементов. Изначально этот стиль был способом эмоционального обращения католической церкви к обществу путем создания грандиозных соборов. Постепенно из церковного строительства он перешел в светскую жизнь.
Читайте также!
Для барокко в архитектуре характерны:
- Причудливые формы, в основе которых лежат эллипсы, овалы и другие сложные геометрические фигуры.
- Позолоченные скульптуры, расположенные снаружи и внутри зданий.
- Обилие декоративных элементов, арки, ниши, витые колонны, сводчатые потолки.
- Продуманный эффект игры света и тени внутри зданий.
- Сочные краски, расписные потолки, грандиозные фрески.
- Смешение архитектуры, скульптуры и живописи, размытые границы между разными формами искусства.
Еще одна характеристика стиля барокко – изгибы стен. Они не только соответствуют концепции здания как единого целого, но и добавляют иллюзию движения в архитектуре, которая является статичным искусством.
Барокко в архитектуре Германии представлено дворцами, княжескими резиденциями, зданиями судов и церквей. Собор Девы Марии (Фрауенкирхе) в Дрездене считается одним из лучших образцов этого стиля. Построенный в 1743 году, он был полностью разрушен во время Второй мировой войны. Восстановление здания собора началось только в 1996 году, а торжественное открытие состоялось в 2005 году.
На смену величественному и торжественному барокко пришел новый стиль – легкий и романтичный рококо. Он воплощал стремление к наслаждению и удовлетворение прихотей и капризов как идеал человеческой жизни.
Архитектуре рококо свойственны следующие особенности:
- Изогнутые S-образные линии.
- Асимметричные в плане здания.
- Пастельные цвета в декоре.
- Обилие лепнины, зеркал, декоративных элементов в виде раковин и листьев.
- Яркие орнаменты и узоры.
В архитектуре Германии 18 века стиль рококо представлен королевской резиденцией Сан-Суси с ее обилием скульптур и декоративных элементов, Рейнсбергским дворцом в 100 км от Берлина, Китайским чайным домиком в парке королевской резиденции и Потсдамским дворцом.
Классицизм и неоклассицизм в Германии
В середине XVIII века в Европе царили идеи Просвещения, которые пробудили новую волну интереса к античной культуре. Стремясь к созданию симметричных и гармоничных зданий, архитекторы начинают активно применять приемы зодчих Древней Греции и Древнего Рима. Так появляется классицизм.
Для этого стиля характерны:
- Простые в плане строения, гармонично вписанные в окружающую среду.
- Большие, равномерно расположенные окна.
- Крупные формы, лаконичность, минимум декора.
- Симметрия как базовый принцип планировки зданий.
- Колонны с классическими ордерами.
Читайте также!
Неоклассицизмом западные искусствоведы называют архитектуру позднего периода развития классицизма. Помимо особенностей стиля-прародителя ему присущи и другие характерные черты:
- Отказ от излишней строгости, свойственной классицизму.
- Присутствие веяний ренессанса и барокко.
- Спокойная цветовая гамма.
- Преобладание строгих линий и соблюдение пропорций.
Классицизм и неоклассицизм оказали большое влияние на дальнейшее развитие культуры. Присущие им стремление к гармонии и симметрии нашли отражение в последующих архитектурных стилях.
Архитектура классицизма в Германии нашла свое выражение в следующих типичных образцах этого стиля:
- Парковый комплекс замок Вёрлиц (Schloss Wörlitz).
- Бранденбургские ворота (Brandenburger Tor).
- Дворец Шарлоттенхоф (Schloss Charlottenhof) в Потсдаме.
- Замок Вильгельмсхёхе (Schloss Wilhelmshöhe) в Касселе.
- Глиптотека (Glyptothek) в Мюнхене.
Югендстиль (ар-нуво) и Баухаус в архитектуре Германии
На рубеже XIX–XX веков сформировалось художественное направление ар-нуво, одновременно развивавшееся в разных странах Европы и в Америке. Немецкая разновидность получила название «югендстиль», вобравший в себя лучшие черты архитектурного наследия и технические достижения нового столетия.
Характерными чертами югендстиля являются легкость, романтизм, плавно изогнутые линии и растительные мотивы в декоре. Фасады домов украшались рельефными изображениями животных, а также масками в виде женских голов. К традиционным отделочным материалам добавились латунь, бронза, бетон, керамика и майолика.
Значительное влияние на архитектуру и дизайн XX века оказала немецкая архитектурно-промышленная школа Баухаус. Ее основатель Вальтер Гропиус мечтал разрушить границу между творческой и промышленной составляющими. Созданная им школа просуществовала недолго, с 1919 по 1933 год, однако его идеи успели распространиться по миру и стали основой для модернизма.
Движение Баухаус пропагандировало принципы, которые актуальны и сегодня. В их числе – доступность возводимого жилья для всех, простой и функциональный дизайн, который легко тиражировать, красота и удобство предметов, единство живописи, скульптуры и архитектуры.
Современная архитектура Германии
Сегодня немецкие зодчие дополняют облик городов красивыми и функциональными зданиями, реализуя многочисленные новаторские проекты. Только в столице за последние десятилетия появились такие смелые сооружения, как:
- Центр Sony – ансамбль зданий на Потсдамской площади.
- Новый Кранцлер-Эк – футуристичное здание с острыми геометрическими элементами из стекла и стали.
- Даймлер-Крайслер – многофункциональный комплекс, включающий жилые и административные здания.
Центральный вокзал с многоэтажной башней и стеклянной крышей стал одной из новых достопримечательностей Берлина. Сооружение пронизано воздухом и цветом, оно функционально и эстетично, поражает масштабами и ясностью концепции.
Невосполнимые потери, полученные немецкими городами во время Второй мировой войны, компенсировались постройками 1950–1960-х годов. Среди большинства зданий, выполненных в спокойной манере, ярко выделяются отдельные необычные сооружения, такие как башня Тиссена в Дюссельдорфе.
Отличительная черта Германии – большое количество церквей современной постройки. При возведении церкви памяти кайзера Вильгельма была удачно реализована идея соединить новый мемориал с послевоенными руинами.
Для Олимпийских игр 1972 г. в Мюнхене был построен спроектированный Гюнтером Бенишем и Фраем Отто революционный для того времени стадион. Большие навесы из акрилового стекла и стальные тросы придали ему ультрасовременный вид. Новая Штутгартская государственная галерея, детище британского архитектора Джеймса Стирлинга, выполненное в авторском стиле, впечатляет необычностью форм и плавностью линий.
Хотя лидерами по количеству уникальных сооружений нестандартного вида считаются Китай, Япония и ОАЭ, в Германии тоже есть здания, поражающие воображение. Вот пять самых известных:
Waldspirale («Лесная спираль», Дapмштaдт)
Жилой комплекс, спроектированный Фpидeнcpaйxом Xундepтвaccepом, отличается полным отсутствием прямоугольных форм. Это здание воплощает протест архитектора против стандартного подхода к созданию домов. У «Лесной спирали» яркий фасад, разные окна, постепенное увеличение этажности и луковичные купола с позолотой.
Elbphilharmonie («Эльбская филармония», Гамбург)
В 2017 году Гамбург получил новую городскую достопримечательность – здание культурно-жилого центра, где помимо большого концертного зала разместились квартиры, магазины, рестораны, парковка и открытая смотровая площадка. Внешне сооружение напоминает кусок суши с морской волной и находится в гавани Зандторхафен.
Нижняя кирпичная часть – это бывший товарный склад, на котором до 1990-х годов хранились какао, табак и чай. Проект разработало швейцарское архитектурное бюро «Херцог и де Мёрон». Строительство растянулось на 10 лет, за это время стоимость увеличилась с €75 млн до €790 млн.
Neuer Zollho («Новая таможня», Дюссельдорф)
Конкурс на застройку бывшего таможенного двора был объявлен в 1990 году, победил проект деконструктивиста Фрэнка Гери.
Комплекс включает три здания, одно из которых со стеклянным фасадом. Характерные черты – асимметрия, отсутствие прямых линий, плавные изгибы. В «Пьяных домах», как прозвали комплекс сооружений жители Дюссельдорфа, разместились офисы средств массовой информации и художественный центр.
Universum («Универсум», Бремен)
Здание в форме кита – это научно-технический музей, открытый в 2020 году. Сооружение выполнено из стекла, бетона и деревянных перекрытий. Внутри видно всё его устройство, у посетителей создается ощущение, что находишься внутри строящегося корабля.
Станция метро «St.-Quirin-Platz» («Санкт-Квирин-Плац», Мюнхен)
Уникальность этого сооружения состоит в том, что одна из его прозрачных стен выходит в парк. Пассажиры могут почувствовать себя наедине с природой, находясь внутри станции. Со стороны парка станция выглядит как округлый кусок стекла, торчащий из земли.
Курьезы в архитектуре Германии
В Средние века многие немецкие города входили в могущественный Ганзейский союз. Это открывало безграничный возможности для выгодной торговли и процветания. Богатство жителей стало стимулом для развития архитектуры: возводились добротные дома, соборы и общественные здания, украшенные скульптурами, орнаментами, символами.
Селение Гослар, расположенное в горах Гарца, во времена своего расцвета на рубеже XV–XVI веков быстро превратилось в Вольный Имперский город. Достаток местных бюргеров позволял им строить роскошные по тем временам ратушу, церковь, больницу, дом для собраний членов купеческой гильдии.
Жители Гослара богатели так быстро, что сочинили про самих себя поговорку: «Все, к чему прикасается бюргер, превращается в золото». Потом пошли еще дальше и придумали легенду, согласно которой дети госларцев какают золотыми дукатами. На углу Дома гильдии купцов иногородней торговли поместили фигурку человека, который испражняется монетами. Таким необычным способом госларские бюргеры решили выделиться среди других богатых городов средневековой Германии.
Читайте также!
К слову, здания XIII–XV веков стоят в Госларе и поныне. В бывшем Доме гильдии купцов находится отель, а в расположенной за крепостной стеной больнице, где раньше ухаживали за больными чумой и проказой, до сих пор лечат людей.
Часто задаваемые вопросы об архитектуре Германии
Какой архитектурный памятник Германии самый древний?
История собора Святого Петра в Трире началась в 320-е годы н.э. В 882 году он был разрушен норманнами, после чего заново отстроен к 1196 году. На сегодняшний день это самое старое сооружение на территории Германии.
В каких городах Германии представлены образцы разных архитектурных стилей?
Здания, по которым можно изучать историю архитектуры, есть в Берлине, Кельне, Мюнхене. На улицах этих городов соседствуют соборы, построенные в досредневековом каролингском и готическом стиле, дворцы, возведенные в эпоху ренессанса и барокко, жилые дома периода расцвета классицизма и модерна.
Какие памятники архитектуры в Германии считаются самыми красивыми?
- Замок Нойшванштайн
- Кельнский собор
- Бранденбургские ворота
- Берлинский собор
- Замок Штольценфельс
Как называется распространенный стиль немецких домов?
Фахверк – древняя технология сооружения жилых и общественных строений, при которой возводится каркас из деревянных балок, пространство между ними заполняются различными материалами, например, глиной, перемешанной с соломой. Фахверковые дома строятся на территории Германии с XII века.
Архитектура городов Германии формировалась под воздействием общеевропейских течений, но при этом имеет индивидуальные особенности. Большое вынимание уделялось возведению добротных жилых домов для богатых бюргеров. В Германии бережно хранят архитектурные памятники предыдущих эпох и возводят новые красивые и функциональные здания, используя современные технологии и материалы.