В чем особенность? Искусство Германии трансформировалось из эпохи в эпоху, несмотря на преграды: войны, гонения на художников, конкуренцию. Оно обрело свою изюминку и отличимый почерк в Европе.
Что учесть? Чтобы поближе познакомиться с историей немецкого искусства, достаточно кратко изучить семь эпох, чтобы проследить, как оно менялось и преображалось. Отдельного внимания заслуживают современные деятели Германии, выставляющие свои работы в музеях.
Особенности искусства Германии
Изучая культурное наследие Западной Европы, особое внимание следует уделить искусству Франции, Англии и Германии, которое оказало значительное влияние на развитие мировой культуры. Искусство Германии выделяется своей уникальностью среди других европейских культур благодаря своим национальным особенностям, что заметно при сравнении с искусством соседних регионов.
Несмотря на то, что из-за воздействия двух мировых войн XX века, культурное наследие страны порой недооценивается по сравнению с достижениями соседей, Германия всегда сохраняла свою значимость в европейских художественных движениях и эпохах.
Важной составляющей культурного наследия страны является ее архитектура, которая представляет большой интерес для археологов, историков и ценителей искусства. В Европе немецкие архитекторы и строители были широко известны своим мастерством. Германия может похвастаться выдающимися образцами романской и готической архитектуры.
Здесь также находятся одни из самых великолепных дворцов и церквей, созданных в стилях барокко и рококо. Несмотря на то, что Германия известна и благодаря таким художникам, как великий Альбрехт Дюрер, архитектурные творения страны, отличающиеся изяществом форм и сложностью пространственных решений, действительно не имеют себе равных.
Немецкие мастера всегда отличались стремлением сохранить национальные особенности в любом искусстве, независимо от стиля. Готическое искусство Германии отличается особой выразительностью и масштабностью, особенно это заметно в архитектуре. Постройки примечательны не только уникальной декоративной отделкой, но и инновациями в техническом исполнении.
Ренессансные произведения заметно разнятся с итальянскими аналогами, а барокко отличается от французских творений. Сравнивая искусство Германии и искусство Нидерландов, расширяется понимание исторических и эстетических связей между этими странами. Все это делает историю искусства этой страны уникальной и интересной для изучения. Основной движущей силой такого разнообразия является глубоко укоренившееся чувство национальной гордости и убеждение, что немецкое культурное наследие должно развиваться, не поддаваясь влияниям извне.
Исследуя искусство Германии XV века, можно увидеть, как религиозные мотивы и детализированная роспись отражают дух того времени. На искусство XVI века влияние оказали Ренессанс и Реформация, что существенно изменило художественный стиль и тематику. В искусстве XVII века прослеживаются значительные воздействия религиозных и политических событий того времени.
Идеи, укоренившиеся в изобразительном искусстве Германии с XVIII-го века, были связаны с конфликтами с соседями. С тех пор в Германии царило мнение о возможной потере национальной идентичности.
Художникам ставилась задача сохранить уникальность немецкого искусства и противостоять влиянию, особенно французскому, чтобы оно не утвердилось на немецкой сцене. Эти убеждения достигли апогея в ряде популярных теорий, включая ту, что утверждала родство немцев с древними греками и римлянами. Эти теории заложили основы многих художественных направлений, которые Германия испытала на протяжении последних веков.
7 эпох искусства Германии
Неоклассицизм
Иронично, но неоклассицизм впервые появился в Германии, а не во Франции, хотя именно французский вариант этого стиля считается классическим для того времени. Развитие немецкого неоклассицизма было тесно связано с творчеством таких мастеров, как скульптор Готфрид Шадоу (1764-1850) и художники Антон Рафаэль Менгс (1728-1779) и Асмус Якоб Карстенс (1754-1798). Менгс оказал значительное влияние на становление раннего неоклассицизма в Германии. Карстенс, чья карьера была короткой и трагичной, оставил после себя множество незавершенных работ.
Неоклассицизм в Германии, как и во Франции, стремился к возрождению древнегреческого и римского искусства, а художники и теоретики этого направления мечтали восстановить величественность искусства античных времен. Это движение было реакцией на более эмоциональное и напряженное искусство барокко и олицетворяло надежду на новую эру, аналогичную Возрождению.
Подобно французскому неоклассицизму, немецкое искусственное движение тесно связывалось с идеалами Просвещения. В Германии стали появляться новые академии, способствуя росту числа образованных людей.
В то же время началась карьера Иоганна Иоахима Винкельмана, который заложил основы современной истории искусства и археологии. Его поздние труды стали фундаментальными в этих областях, что позволило Винкельману стать признанным основателем двух научных дисциплин. В эпоху Просвещения он, вместе с другими немецкими авторами, возглавил список ведущих теоретиков и критиков, высоко ценивших древнегреческое искусство.
Когда немецкие художники неоклассического направления познакомились с его идеями, они начали объединяться вокруг тем свободы личности и античного наследия, что ярко отразилось в их произведениях. Вдохновленные достижениями Винкельмана, Гёте и Фридрих Шиллер также стали исследовать схожие мотивы. В конечном счете, в Германии неоклассицизм в искусстве теснее переплетен с литературой, нежели с искусством, что выделяет его на фоне аналогичных течений в других странах.
Романтизм и назарейцы
Романское искусство Германии значительно отличалось от неоклассицизма. В отличие от других европейских направлений оно выделялось инновационным подходом. Этот период выделился благодаря художникам с уникальными стилями.
Одной из ключевых фигур стал Каспар Давид Фридрих, признанный величайшим мастером немецкого искусства. Его работы, в основном пейзажи, отражали глубокий духовный мир и северную строгость. Фигуры в его картинах, хотя и присутствовали, часто меркли на фоне величественных сцен природы. Северное Возрождение оказало значительное влияние на искусство Германии, принеся с собой уникальные стилистические элементы и художественные приемы.
Творчество Фридриха, которое относится к вершинам изобразительного искусства Германии, очаровывает своей романтической красотой. К сожалению, в течение большей части своей жизни он не находил понимания среди современников. Однако сегодня его имя уверенно ставится на одном уровне с Уильямом Тернером и Джоном Констеблем. Его признают провидцем романтического периода Германии.
В искусстве Германии выделяется «Союз святого Луки», члены которого известны как назарейцы. Это объединение романтических живописцев Германии XIX века, целью которых было восстановление искренности и духовных ценностей в христианской живописи.
Назарейцы ставили своей целью борьбу с неоклассицизмом и традиционным академическим подходом к обучению искусству, который, по их мнению, был ошибочен. Они стремились направить его на путь, отражающий христианские духовные ценности, черпая вдохновение в искусстве Германии эпохи позднего Средневековья и раннего Возрождения. Назареев зачастую ассоциируют с английскими прерафаэлитами, активными в середине XIX века, из-за схожести их художественных целей.
К наиболее известным представителям назарейцев относятся Иоганн Фридрих Овербек, Франц Пфорр, Людвиг Фогель. Большинство их творческих концепций были разработаны в Риме, где они обосновались в заброшенном монастыре Сан-Исидоро.
Бидермайер и Сецессион
Эпоха Бидермайера охватывает период с 1815 до 1848 года, затрагивая такие области, как литература, музыка, изобразительное искусство и интерьер. Искусство Германии XIX века ориентировалось на развитие буржуазии, представляя собой детализированный, но гладкий реализм с акцентом на национальные мотивы.
Одной из ключевых фигур в немецком бидермайере был художник Карл Шпицвег. Хотя к концу XIX века в Германии не сложилось конкретного художественного направления, в этот период все сильнее стала проявляться тенденция к национальной гордости, что также отражалось и в международном контексте движения.
Ассоциация художников «Берлин Сецессион», основанная в 1898 году Максом Либерманом и Ловисом Коринфом, является знаковым и последним крупным течением в искусстве Германии XIX века. Эта группа оказала значительное влияние на развитие искусства того времени, примечательна тем, что не придерживалась строгих стилевых рамок, предоставляя художникам творческую свободу.
Искусство XX-го века
Изучение немецкого искусства XX века представляет собой увлекательный процесс. С 1900 по 1945 год в Германии произошло множество событий: пережито две мировые войны, замечены значительные технологические и культурные сдвиги, а также возникло множество протестных движений. Из-за этого трудно охватить все аспекты одновременно. На протяжении многих лет художники нередко объединялись в творческие группы, периодически изменяя свои стилистические направления.
Читайте также!
Культура и искусство Германии того времени эволюционировало через многочисленные свободные объединения и движения, находясь под тенью одного из самых стыдных периодов в истории страны, что было хорошо известно многим местным художникам.
По завершении обеих мировых войн, Германия погрузилась в полный хаос, охвативший в том числе и культурное пространство. Тем не менее, страна продолжала оставаться значимым игроком в сфере современного искусства. Однако остается неизвестным, как бы могла измениться история искусства, если бы Германия не стала источником самых катастрофических и страшных событий в мировой истории.
«Мост» (Die Brücke) и «Синий всадник» (Der Blaue Reiter) являлись двумя крупнейшими творческими коллективами в Германии, оказавшими огромное влияние на развитие экспрессионизма, одного из основных течений начального авангарда.
В 1905 году в Дрездене четыре студента-архитектора, мечтавшие стать художниками, основали Die Brücke. В состав группы входили Фриц Блейль (1880-1966), Эрих Хеккель (1883-1970), Эрнст Людвиг Кирхнер (1880‑1938) и Карл Шмидт-Ротлуф (1884-1976). Группа существовала до 1913 года и сыграла значительную роль в возрождении техники деревянной гравюры, а также заложила основу для развития абстрактного искусства.
В 1911 году в Мюнхене зародилось творческое объединение «Синий всадник». Основополагающую роль в его создании сыграл Василий Кандинский, выдающийся русский художник. Формирование группы стало ответом на отказ ведущей берлинской галереи принять его произведение «Страшный суд».
Круг лиц, объединенных под знаменем «Синего всадника», включал таких художников, как Франц Марк, Август Макке, Алексей фон Явленский и Марианна фон Веревкин. Вдохновляющим началом для всей группы служили идеи Кандинского, который стремился к прямоте выражения и духовной наполненности в искусстве.
Дада и Баухаус
В начале XX века в искусстве Германии возникла тенденция к созданию гротескных образов. Художники вроде Георга Гросса, Отто Дикса и Макса Бекманна явно демонстрировали эту тенденцию в своем творчестве, формируя уникальные человеческие образы через гротеск.
В формирование этого стиля значительный вклад внесли идеи дадаизма, которые в Германии приобрели отчетливую политическую окраску. Ведущими фигурами немецкого дадаизма стали Курт Швиттерс и Ханна Хёх. Макс Эрнст также был частью Дада-движения, однако его последующий переход к сюрреализму не дает оснований считать его ключевым представителем немецкого дадаизма.
Прежде чем в Германии установилось нацистское правление, существовал значимый этап в истории местного искусства, связанный с знаменитой школой Баухаус. Эта школа, ставшая воплощением модернистских идей двадцатого века, радикально изменило подход к образованию, нацелившись на достижение согласия между искусством и общественными нуждами.
Читайте также!
Баухаус стремился стереть границы между изобразительным и прикладным искусством Германии, объединив творчество и ремесленное мастерство. В числе тех, кто внес вклад в развитие школы, были не только основатель Вальтер Гропиус, но и Людвиг Мис ван дер Роэ, Йозеф Альберс, Марсель Брейер и другие.
Искусство времен Третьего Рейха
Исследование истории искусства нацистской Германии открывает одну из наиболее захватывающих глав. На этом этапе современное искусство в Германии было объявлено нелегальным, поскольку, по мнению нацистов, оно представляло из себя вырожденную форму, сильно отступившую от установленных канонов классической красоты.
Ранее, в 1920-е годы до прихода Гитлера к власти, общество уже испытывало напряженность в отношениях с авангардистскими художниками, однако конфликт ограничивался лишь острой риторикой. С приобретением Гитлером контроля над тремя главными политическими позициями в Германии, авангардные творцы были признаны государственными врагами и угрозой национальной идентичности.
Искусство фашистской Германии отличалось пропагандистским характером, отражая идеологию нацистского режима. Многие произведения модернистского искусства Германии были названы вырожденческими, что привело к их запрету и уничтожению.
В июле 1937 года нацисты устроили в Мюнхене провокационную выставку с названием «Entartete Kunst» («Дегенеративное искусство»), чтобы публично дискредитировать современное искусство. Эта выставка, демонстрировавшая более 650 произведений живописи, скульптуры, гравюры и книг, изъятых из 32 музеев по всей Германии, стала ярким свидетельством нацистской пропаганды. Для многих художников эти события стали сигналом к необходимости срочно покинуть страну.
Новая страница в истории немецкого искусства после войны
После Второй мировой войны искусство Германии развивалось в двух основных направлениях: неоэкспрессионизм и концептуализм. В рамках неоэкспрессионизма выделяются художники: Георг Базелиц, Ансельм Кифер, Йорг Иммендорф, Маркус Люперц, Питер Роберт Кейл и Райнер Феттинг.
Концептуализм представлен ведущими деятелями этого течения в Германии: Бернд и Хилла Бехер, Ханне Дарбовен, Ханс-Петер Фельдманн, Ханс Хааке и Шарлотта Посененске. Несмотря на желание многих художников, таких как Мартин Киппенбергер, Герхард Рихтер, Зигмар Польке и Нео Раух, работать в рамках установленных традиций, их влияние на немецкое искусственное пространство не сравнимо с достижениями представителей неоэкспрессионизма и концептуализма.
Перформанс-арт стал значительным явлением в культурной жизни Германии, а Йозеф Бойс вошел в историю как один из самых влиятельных немецких художников послевоенного времени. Этот артист, скульптор и теоретик оставил неизгладимый след в искусстве страны, утверждая, что «каждый человек – художник».
Фотоискусство Германии
Среди основоположников фотографического искусства в Германии выделяются Генрих Кюн и Вильгельм фон Глёден. В эпоху модернизма новый взгляд на искусство принесли: Ласло Мохой-Надь, Карл Блоссфельдт и Август Зандер, Альберт Ренгер-Патч, чья работа «Голова змеи» с 1927 года хранится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Основателями дюссельдорфской школы фотографии были Бернд и Хилла Бехер, а их учениками стали известные фотографы Кандида Хёфер, Андреас Гурски и Томас Руфф.
Читайте также!
В середине и второй половине XX века активно творили выпускники Баухауса, в том числе Билл Брандт, Дитер Аппельт и Томас Хёпкер.
В конце XX-го и в XXI-м веке фотоискусством занялся Вольфганг Тильманс. Хорст П. Хорст оказал значительное влияние на развитие модной фотографии, к которому также присоединились Хельмут Ньютон и Карл Лагерфельд.
Дизайн Германии
В развитии глобального дизайна заметную роль сыграли немецкие шрифтовики и графические дизайнеры. В числе выдающихся типографов второй половины XIX века стоит отметить Германа Бертольда, а начала XX века – Кристиана Клингспора.
В первой половине XX века, на волне модернизма, шрифты разрабатывали такие мастера, как Ян Чихольд, Пауль Реннер и Люциан Бернхард, а также Йоскус Шмидт, преподававший в Баухаусе. Фридрих Шнейдлер продолжал развивать традиционные подходы. Среди графических дизайнеров выделялись Оскар Хаданк и Карл Шульпиг.
Особое развитие искусство рекламного плаката получило в межвоенный период благодаря творчеству Отто Арпке и Вильгельма Деффке. После Второй мировой войны в области шрифтового дизайна выделялись Гюнтер Ланге, Герман Цапф и Эрик Шпикерман, а в ГДР – Карл Ланге. Значительное влияние на графический дизайн оказал Отто Айхер, разработавший фирменный стиль для Олимпийских игр 1972 года в Мюнхене.
В период между мировыми войнами выдающиеся работы в области промышленного дизайна создавали Людвиг Мис ван дер Роэ и Лилли Рейх, а также выпускники Баухауса, такие как Марианна Брандт, Марсель Бройер и Вильгельм Вагенфельд. Маргарете Шютте-Лихоцки, австрийский архитектор и дизайнер, разработала «Франкфуртскую кухню», первый кухонный гарнитур нового типа.
После окончания Второй мировой войны Ульмская школа дизайна стала знаковым международным образовательным и творческим центром. Дитер Рамс, Фриц Айхлер и Ханс Гугелот прославились как промышленные дизайнеры, работая на известные компании, как Braun.
Специализацией на дизайне мебели отличался Ханс Бецнер, а Петер Гичи, уроженец Венгрии, также сделал значимый вклад в эту область. Луиджи Колани занимался разработкой транспортных средств и бытовой техники. Хедвиг Болльхаген выделялся как известный немецкий керамист XX века. В XXI веке ключевую роль в мировом дизайне играет Константин Грчич.
Современное искусство Германии
Берлин стал магнитом для молодежи, проникнутой духом бунта, искусства, выходящего за рамки обыденности, и жизни, игнорирующей капиталистические стандарты. Город привлекает ценителей моды, любителей электронной музыки, посетителей галерей и уличного искусства. Хотя каждый район уникален, везде присутствует неизменный элемент – искусство.
В Берлине процветает культурное разнообразие, здесь традиционное искусство гармонично соседствует с новаторскими течениями. В этом городе можно посетить более 180 музеев, что превышает количество дождливых дней в году, их всего 106.
Музыкальное искусство Германии очень разнообразно, особенно среди молодежи, которая обожает техно клуб «Бергхайн» (Berghain), известный своими вечеринками среди меломанов со всего мира. Даже государственные музеи города иногда превращаются в площадки для танцев и вечеринок, что очень нравится местным жителям и приезжим туристам.
Куда стоит отправиться, чтобы погрузиться в атмосферу современного искусства в Германии.
Кунст-Верке (KUNST-WERKE Institute for contemporary art).
Место для Берлинского биеннале открыл Клаус Бизенбах после падения Берлинской стены. Изначально здесь поселились местные независимые художники, а к концу 1990-х здание отремонтировали. Первую выставку здесь провели в 1999 году.
- Режим работы: четверг – с 11:00 до 21:00, среда-понедельник – с 11:00 до 19:00, вторник – выходной.
- Стоимость входа: 10 евро.
- Сайт
Дом художников Бетаниен (Künstlerhaus Bethanien).
Расположенное в районе Кройцберг, известном своим авангардным стилем, это место когда-то служило госпиталем. Сегодня здание поражает своей неоготической архитектурой и атмосферой анархии. Здесь проводятся не только экспозиции современного искусства, но и функционируют художественные студии. В здании устраивают кинопоказы, музыкальные концерты и вечеринки, которые отражают дух бунтарства города.
- Режим работы: со вторника по воскресенье – с 14:00 до 19:00.
- Стоимость входа: бесплатно.
- Сайт
Вокзал в Гамбурге (Hamburger bahnhof).
Музей, разместившийся в стенах старого вокзала, представляет экспозиции с 1960 года. Здесь можно увидеть работы в стилях поп-арт, минимализм, концептуализм и постмодернизм. Особое внимание уделено современной живописи, инсталляциям и медийным проектам. Хотя экспонаты привезены со всего мира, основное место отведено творчеству локальных художников.
В прошлом это здание служило вокзалом, где в 1906 году был открыт музей транспорта. Начало новой жизни музея положили в 1990-х, когда сюда привезли несколько частных коллекций.
- Режим работы: четверг – 10:00–20:00, вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье – 10:00–18:00, понедельник – выходной.
- Стоимость входа: варьируется в зависимости от экспозиции.
- Сайт
Мартин-Гропиус-Бау (Gropius-Bau).
Мартин-Гропиус-Бау не имеет постоянной экспозиции, однако регулярно радует посетителей выставками выдающихся мастеров, включая Фриду Кало, Пауля Клее, Дэвида Боуи и проект «Берлин-Москва». Здание выставочного центра, разрушенное во время войны, было восстановлено к 1981 году. В 1999 году после очередной реставрации оно обрело новое дыхание как пространство для современного искусства.
- Режим работы: среда – понедельник с 10:00 до 18:00, вторник – выходной.
- Стоимость входа: от 10 до 15 евро.
- Сайт
Музей евреев (Jüdisches Museum).
Представьте уникальное арт-пространство, где каждый квадратный метр усыпан творчеством — это настоящая уличная галерея длиной в 1361 метр, расположенная на фрагментах Берлинской стены. Она считается самой протяженной галереей в мире. Здесь можно увидеть огромное количество граффити, каждое из которых несет свою уникальную историю и название. Это место было открыто для посетителей 28 сентября 1990 года.
Здесь представлено 106 произведений от 118 художников из 21 страны. Одна из самых знаменитых работ — это изображение поцелуя Брежнева и Хонеккера под названием «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви», которому уже более 36 лет.
- Режим работы: круглосуточно.
- Стоимость входа: бесплатно.
- Сайт
Галерея находится в районе Фридрихсхайн. После осмотра граффити, обязательно пройдитесь по окрестным улицам. С начала 90-х район стал популярен среди панков и хиппи. Здесь вы найдете ночные клубы, бары и рестораны с легким налетом старины, что придает им особый шарм.
Садово-парковое искусство Германии отражает богатую историю и разнообразие подходов к ландшафтному дизайну. Вам также встретятся уличные бары с яркими граффити, фотобудка прямо на улице и магазинчики, торгующие уникальными товарами ручной работы.
Музей Urban Nation, посвященный уличному искусству.
Берлин известен своим увлечением стрит-артом, поэтому неудивительно, что именно там был открыт уникальный музей. В нем стены трансформированы в холсты, здесь представлены работы лучших уличных художников мира, включая загадочного Бэнкси. Несмотря на то, что городские власти ежегодно тратят около 35 млн евро на очистку стен от граффити, новые творения постоянно появляются, поддерживая дух творчества.
- Режим работы: вторник, среда – с 10:00 до 18:00, четверг – воскресенье – с 12:00 до 20:00, понедельник – выходной
- Стоимость входа: бесплатно.
- Сайт
Часто задаваемые вопросы об искусстве Германии
Какие стили архитектуры свойственны искусству Германии?
Германия славится своей архитектурой, которая развивалась в течение многих веков и отличается уникальным разнообразием. В стране можно встретить здания, выполненные в таких стилях как: Каролингское возрождение, романический, готика, Ренессанс, барокко, классицизм и модернизм.
Историческая фрагментация страны на княжества и царства способствовала возникновению множества архитектурных течений и формированию уникального национального архитектурного стиля.
Кто считается самым известным художником Германии?
Герхард Рихтер, родившийся в 1932 году в Дрездене, уже почти 20 лет удерживает лидерство в списке самых влиятельных художников планеты. Он знаменит тем, что избегает публичных интервью и работает в разнообразных стилях. Рихтер является одним из самых высокооплачиваемых современных художников и входит в пятерку сотен наиболее состоятельных жителей Германии.
Какие виды декоративно-прикладного искусства существуют в Германии?
Ремесленные традиции играют ключевую роль в культурной жизни каждой страны. В Германии, например, существует уникальные мастера, которые передают свои умения в семьях из поколения в поколение.
Каждый регион может похвастаться своими символами:
- Керамика от Villeroy & Boch.
- Традиционная шпревальдская вышивка.
- Изысканный фарфор.
- Часы с кукушкой.
- Резные деревянные игрушки.
- Карнавальные маски.
Эти промыслы становятся истинными отражениями народного искусства, служа визитной карточкой местных традиций.
Большинство мануфактур продолжают выпускать товары вручную, даже на фоне широкой автоматизации производственных процессов. Это придает их продукции уникальность и особенность.
Говоря кратко, искусство Германии, уходящее корнями во времена прихода германских племен на земли Римской империи, сегодня представлено во множестве музеев, галерей и выставочных залов по всей стране. Оно проявляется не только в богатом наследии прошлого, но и в нынешних архитектурных решениях, украшающих как внутренние, так и внешние части зданий. Современное искусство в Германии также находится в большом спросе и продолжает развиваться.