Подготовка к экзамену B1: пошаговый план на 90 дней для получения сертификата для ВНЖ
Подготовка к экзамену B1: пошаговый план на
90 дней для получения сертификата для ВНЖ
Получить бесплатно

От транспорта бедных к символу прогресса: веловзлёт в Германии

18.05.2025
334
Время чтения: 15
Обновлено: 13.05.2025
Сохранить статью:
От транспорта бедных к символу прогресса: веловзлёт в Германии

Что изменилось за последние годы? Велосипед в Германии прошел путь от транспорта для малоимущих до символа современного образа жизни. Сегодня развитая инфраструктура включает 400 000 велопарковок и скоростные магистрали, соединяющие города.

Какие преимущества это дает? Развитие велокультуры снижает загруженность дорог, улучшает экологическую ситуацию и здоровье населения. Специальные маршруты привлекают миллионы туристов, поддерживая местную экономику. Узнайте больше о трансформации немецких городов в нашей статье!

Эволюция велосипедной инфраструктуры Германии

Когда-то давно велосипед в Германии считался транспортом для бедных, не имеющих возможности приобрести автомобиль. Сегодня же ситуация кардинально изменилась. Велосипедная инфраструктура страны прошла долгий путь трансформации, постепенно превращаясь в образцовую систему, которую пытаются скопировать многие государства мира.

История развития велосипедного движения в Германии неразрывно связана с переосмыслением транспортной политики в 1970-80-х годах. Нефтяной кризис, растущее осознание экологических проблем и стремление к созданию более устойчивых городов заставили правительство пересмотреть приоритеты в планировании городского пространства. Начались первые эксперименты с выделенными велосипедными дорожками, а городские власти стали постепенно отходить от автомобиле-центричной модели развития.

Настоящий прорыв произошел в начале 2000-х годов, когда был принят первый Национальный план развития велосипедного транспорта. Этот документ заложил фундамент для системного подхода к развитию велоинфраструктуры и определил долгосрочные цели по увеличению доли велосипедных поездок в общей структуре городской мобильности.

В современной Германии велосипедная инфраструктура представляет собой целостную систему, включающую не только разветвленную сеть дорожек, но и множество сопутствующих элементов. По всей стране насчитывается около 400 000 оборудованных велосипедных парковок, расположенных возле остановок общественного транспорта. Это позволяет жителям эффективно «комбинировать колеса», используя велосипед для «первой и последней мили» своего маршрута.

Особое внимание немецкие градостроители уделяют безопасности велосипедистов. В городах велодорожки обычно проходят между тротуарами и проезжей частью, а на сложных перекрестках установлены специальные мини-светофоры для «стальных коней». В сельской местности велосипедные маршруты часто полностью отделены от автомобильного движения, что создает идеальные условия как для ежедневных поездок местных жителей, так и для велотуристов.

Инновационным элементом немецкой велоинфраструктуры стали скоростные велосипедные магистрали (Radschnellweg), предназначенные для преодоления более длинных дистанций. Первая такая магистраль, соединяющая несколько городов Рурской области, была открыта в 2015 году и мгновенно стала популярной среди велосипедистов, совершающих ежедневные поездки на работу. Эти дороги имеют ширину до 4 метров, что позволяет велосипедистам безопасно обгонять друг друга, и оборудованы качественным освещением для комфортного использования в темное время суток.

Важным элементом велосипедной инфраструктуры Германии является также продуманная система навигации. На маршрутах установлены понятные указатели, информирующие о направлениях и расстояниях до близлежащих населенных пунктов. Благодаря этому даже неопытные велосипедисты могут легко ориентироваться и планировать свои поездки.

Роль ADFC в формировании велосипедной культуры

Allgemeiner Deutscher Fahrrad-Club (ADFC) — Всеобщий немецкий велосипедный клуб — был основан в 1979 году и за четыре десятилетия превратился в крупнейшую в мире организацию, защищающую интересы велосипедистов. Сегодня ADFC объединяет более 240 000 членов и имеет представительства практически во всех регионах Германии, от крупных городских агломераций до небольших сельских поселений.

История организации началась с небольшой группы энтузиастов, которые осознали необходимость создания специальной структуры для защиты прав велосипедистов и продвижения велосипедного транспорта как экологически чистой и здоровой альтернативы автомобилям. С момента основания ADFC выступает связующим звеном между рядовыми велосипедистами, местными властями и федеральным правительством.

Одним из ключевых достижений ADFC стало активное лоббирование первого Национального плана развития велосипедного транспорта, который был принят правительством Германии в 2002 году.

Стоит подчеркнуть: ADFC регулярно проводит Fahrradklima-Test (Тест велосипедного климата) — одно из крупнейших в мире исследований условий для велосипедистов, в котором десятки тысяч людей оценивают удобство и безопасность езды на велосипеде в своих городах.

Результаты Fahrradklima-Test не только помогают выявить проблемные зоны в существующей инфраструктуре, но и создают здоровую конкуренцию между муниципалитетами, стремящимися улучшить свои показатели. Города с высокими оценками в исследовании часто используют эти результаты в маркетинговых целях, привлекая туристов и новых жителей, ценящих активный образ жизни и экологичную городскую среду.

ADFC известна и другими ежегодными исследованиями в области велотуризма. Согласно Анализу велосипедных путешествий (Bicycle Travel Analysis), проведенному организацией в 2024 году, в предыдущем году было совершено около 37 миллионов велосипедных поездок, а 10,6 миллиона человек включили велосипед в свои праздничные и отпускные планы. Эти цифры наглядно демонстрируют, что велотуризм становится все более значимым сегментом туристической индустрии Германии.

Образовательная деятельность — еще одно важное направление работы ADFC. Организация проводит многочисленные семинары и тренинги для различных целевых групп: от школьников, только осваивающих правила дорожного движения, до пожилых людей, желающих сохранить мобильность и независимость благодаря использованию велосипеда. Особое внимание уделяется обучению безопасному поведению на дороге и техническому обслуживанию велосипедов.

Популярные туристические велосипедные маршруты

Германия может похвастаться впечатляющим разнообразием велосипедных маршрутов, которые привлекают туристов со всего мира. Немецкие велодорожки отличаются безупречным качеством покрытия, продуманной навигацией и богатством культурных и природных достопримечательностей вдоль пути. Рассмотрим наиболее известные и любимые туристами маршруты.

Вне всякой конкуренции находится Эльбский велосипедный маршрут (Elberadweg), который на протяжении 13 лет подряд занимает первое место в рейтинге ADFC. Общая протяженность этого маршрута составляет 1220 километров, из которых 840 километров проходят по территории Германии. Начинаясь в Чехии и заканчиваясь у берегов Северного моря, трек следует вдоль реки Эльбы преимущественно по асфальтированным дорогам без автомобильного движения.

Эльбский маршрут особенно привлекателен благодаря своему разнообразию. В верхней части путешественники наслаждаются захватывающими видами на каменистые образования Саксонской Швейцарии, а ближе к устью реки открываются бескрайние равнинные пейзажи Северной Германии. По пути велосипедисты проезжают такие культурно значимые города, как Дрезден, Виттенберг и Гамбург, что позволяет совместить активный отдых с культурным обогащением.

Маршрут вдоль реки Везер (Weserradweg) — еще один популярный выбор среди велосипедистов. Он начинается в городе Мюнден, где сливаются реки Верра и Фульда, образуя Везер, и продолжается до Куксхафена, где река впадает в Северное море. Общая протяженность маршрута составляет около 500 километров. Особое очарование этому маршруту придают многочисленные средневековые города с фахверковой архитектурой, среди которых выделяются Хамельн, известный по сказке о Гамельнском крысолове, и Бремен с его знаменитыми бременскими музыкантами.

Маршрут вокруг Боденского озера (Bodensee-Radweg) также пользуется популярностью. Этот круговой трек протяженностью около 270 километров огибает Боденское озеро, проходя через территории трех стран: Германии, Австрии и Швейцарии. Путешествуя по маршруту, велосипедисты могут насладиться панорамными видами на озеро и Альпы, посетить остров цветов Майнау, исторический город Констанц и другие достопримечательности. Маршрут отличается минимальными перепадами высот, что делает его доступным даже для неопытных велосипедистов.

Для тех, кто только начинает свои велосипедные приключения, идеальным выбором может стать маршрут вдоль реки Альтмюль (Altmühlradweg). Его протяженность составляет около 250 километров, и он проходит вдоль одной из самых медленных рек Германии. Маршрут отличается отсутствием опасных спусков и крутых поворотов, что делает его идеальным для семей с детьми и начинающих велосипедистов. По пути туристы могут познакомиться с уникальными природными ландшафтами долины Альтмюль и посетить такие исторические города, как, например, Ротенбург-об-дер-Таубер.

Среди других популярных маршрутов стоит отметить Рейнский велосипедный путь (Rheinradweg), следующий вдоль одной из самых известных рек Европы; маршрут вдоль реки Рур (RuhrtalRadweg), проходящий через индустриальное сердце Германии и демонстрирующий успешную трансформацию бывших промышленных зон в современные рекреационные пространства; а также Дунайский велосипедный путь (Donauradweg), являющийся частью международного маршрута, связывающего десять стран от Германии до Черного моря.

Культурный сдвиг и растущая популярность велосипедов

За последние десятилетия в Германии произошла настоящая культурная революция в отношении к велосипедному транспорту. Если раньше велосипед воспринимался как средство передвижения преимущественно для малообеспеченных слоев населения, не имеющих возможности приобрести автомобиль, то сегодня ситуация кардинально изменилась. Велосипед превратился в универсальное транспортное средство, которое используется представителями всех демографических и социальных групп.

Трансформация восприятия велосипеда в Германии началась в 1970-80-х годах. Однако настоящий прорыв произошел в 2000-х, когда велосипед начал активно продвигаться не просто как альтернатива автомобилю, но как символ современного, экологически ответственного и здорового образа жизни.

Сегодня в крупных немецких городах можно увидеть бизнесменов в деловых костюмах, едущих на работу на дорогих городских велосипедах, молодых мам, перевозящих детей в специальных велоприцепах, курьеров доставки, использующих грузовые велосипеды, и пенсионеров, поддерживающих активность с помощью электровелосипедов. Велосипед стал не просто средством передвижения, но частью идентичности современного городского жителя.

Эффективный подход: В немецких компаниях становится все более распространенной практика стимулирования сотрудников к использованию велосипедов для поездок на работу через специальные программы «Велосипед вместо служебного автомобиля» (Dienstrad statt Dienstwagen), предлагающие налоговые льготы и другие преимущества.

Статистика убедительно демонстрирует растущую популярность велосипедного транспорта в Германии. Согласно данным Федерального министерства транспорта и цифровой инфраструктуры, доля велосипедных поездок в общей структуре транспортных перемещений постоянно увеличивается. В некоторых городах, таких как Мюнстер и Фрайбург, велосипед используется для более чем 30% всех поездок, что делает его одним из основных видов транспорта наряду с автомобилями и, например, автобусами.

Особенно заметен рост популярности электровелосипедов (e-bikes), которые расширяют возможности использования велосипедного транспорта для различных групп населения. Электровелосипеды позволяют преодолевать большие расстояния и холмистую местность без чрезмерных физических усилий, что делает их привлекательными для пожилых людей, лиц с ограниченными физическими возможностями и тех, кто не хочет прибывать на работу вспотевшими после интенсивной велосипедной поездки.

Велосипедная культура Германии проявляется также в многочисленных общественных мероприятиях, связанных с велосипедным движением. Во многих городах регулярно проводятся массовые велосипедные заезды, призванные привлечь внимание к проблемам велосипедистов и продемонстрировать их численность. Популярностью пользуются также велосипедные фестивали, ярмарки велосипедного оборудования и соревнования по различным велосипедным дисциплинам.

Растущая популярность велосипедов оказывает положительное влияние не только на экологию и здоровье населения, но и на экономику. Велосипедный туризм стал значимым сектором туристической индустрии, особенно в сельских регионах Германии. Многие небольшие города и деревни, расположенные вдоль популярных велосипедных маршрутов, получают существенную экономическую выгоду от потока велотуристов, останавливающихся в местных гостиницах, обедающих в ресторанах и посещающих достопримечательности.

Влияние велоинфраструктуры на городское планирование

Развитие велосипедной инфраструктуры в Германии не ограничивается строительством отдельных велодорожек — оно становится неотъемлемой частью комплексного городского планирования, изменяя облик немецких городов. Концепция «города коротких расстояний» (Stadt der kurzen Wege), где основные услуги и объекты инфраструктуры доступны в пределах 15-минутной велосипедной поездки, становится одним из руководящих принципов современного градостроительства в Германии.

В крупных городах, таких как Берлин, Мюнхен и Гамбург, планирование новых районов начинается с разработки схемы велосипедных маршрутов, которые определяют общую транспортную структуру. Традиционная иерархия, где автомобильное движение имело безусловный приоритет, постепенно уступает место более сбалансированному подходу, при котором пешеходы и велосипедисты получают равные или даже преимущественные права.

Концепция «Shared Space» (общее пространство) активно внедряется в немецких городах, особенно в исторических центрах. Этот подход подразумевает отказ от строгого разделения пространства между различными видами транспорта и создание зон, где все участники движения должны взаимодействовать друг с другом, соблюдая принцип взаимного уважения. Такие зоны обычно имеют ограничение скорости до 20 км/ч и минимальное количество дорожных знаков, что способствует более внимательному и осторожному поведению всех участников движения.

Показательным примером трансформации городского пространства под влиянием велосипедной культуры является район Фаунер в Фрайбурге. Этот жилой район, построенный в начале 2000-х годов, был спроектирован как практически безавтомобильная зона. Парковочные места для автомобилей располагаются на периферии района в многоуровневых гаражах, а внутренние улицы предназначены преимущественно для пешеходов и велосипедистов. Благодаря такому подходу в районе создана спокойная, безопасная и экологически чистая среда, особенно благоприятная для семей с детьми.

Важный нюанс: В новых жилых комплексах Германии нормы проектирования требуют предусматривать не только достаточное количество велосипедных парковок (часто до 4-5 мест на квартиру), но и специальные помещения для хранения детских колясок, велоприцепов и крупногабаритных велосипедов.

Интеграция велосипедного транспорта с общественным — еще один важный аспект современного городского планирования в Германии. На большинстве железнодорожных станций и конечных остановок общественного транспорта оборудованы велосипедные парковки, часто в виде закрытых «велосипедных станций» (Fahrradstation) с дополнительными услугами, такими как ремонтные мастерские и прокат В некоторых городах даже введены специальные тарифы для велосипедистов, использующих общественный транспорт для части своего маршрута.

Экономические выгоды от развития велосипедной инфраструктуры становятся все более очевидными для городских властей. Исследования показывают, что инвестиции в велоинфраструктуру имеют высокую отдачу: снижаются затраты на здравоохранение благодаря улучшению физического состояния населения, сокращаются расходы на строительство и обслуживание автомобильных дорог, уменьшается загрязнение воздуха и снижается уровень шума в городах.

Трансформация городского пространства под влиянием велосипедной культуры затрагивает также сферу розничной торговли и услуг. Многие магазины и кафе оборудуют велосипедные парковки перед входом, а некоторые даже предлагают скидки клиентам, прибывшим на велосипедах. Появляются специализированные заведения, ориентированные на велосипедистов, — от велокафе, где можно одновременно перекусить и починить свой велосипед, до магазинов, специализирующихся на одежде и аксессуарах для городских велосипедистов.

Программы поддержки и развития велосипедного движения

Германия отличается системным подходом к развитию велосипедного транспорта, который включает разнообразные программы поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Финансирование велосипедной инфраструктуры рассматривается не как затраты, а как инвестиции, приносящие многочисленные социальные, экономические и экологические дивиденды.

На федеральном уровне ключевую роль играет Национальный план развития велосипедного транспорта (Nationaler Radverkehrsplan), впервые принятый в 2002 году и регулярно обновляемый. Текущая версия плана рассчитана до 2030 года и предусматривает значительное увеличение финансирования велоинфраструктуры. Федеральное правительство выделяет средства на строительство велодорожек вдоль федеральных трасс, создание скоростных велосипедных магистралей, соединяющих крупные населенные пункты, и развитие системы велосипедного туризма национального значения.

Отдельная программа направлена на поддержку инновационных проектов в области велосипедного транспорта. В рамках этой инициативы финансируются экспериментальные форматы велоинфраструктуры, исследования в области безопасности велосипедного движения и образовательные проекты для различных возрастных и социальных групп.

Полезный совет: Многие немецкие компании участвуют в программе «Велосипед на работу» (Mit dem Rad zur Arbeit), совместно организованной страховой компанией AOK и ADFC. Участники программы, регулярно использующие велосипед для поездок на работу, могут выиграть ценные призы и получить скидки на медицинскую страховку.

Региональные власти также вносят существенный вклад в развитие велосипедного движения. В некоторых федеральных землях, таких как Северный Рейн-Вестфалия и Бавария, действуют собственные программы развития велотранспорта с отдельным бюджетом и специализированными координационными центрами. Эти программы часто фокусируются на развитии региональных велосипедных маршрутов и повышении качества существующей инфраструктуры.

На муниципальном уровне многие города реализуют амбициозные проекты по трансформации городского пространства в пользу велосипедистов. Например, Берлин принял в 2018 году закон о мобильности, предусматривающий создание защищенных велосипедных дорожек на всех основных магистралях города и выделение отдельного бюджета на развитие велоинфраструктуры. В Мюнхене действует программа, нацеленная на увеличение доли велосипедных поездок до 30% от общего числа перемещений.

Особое внимание в программах поддержки велосипедного движения уделяется электровелосипедам, которые открывают новые возможности для развития устойчивой мобильности. В некоторых регионах действуют субсидии на приобретение обычных и грузовых электровелосипедов для коммерческого использования. Муниципалитеты также инвестируют в создание сети зарядных станций, особенно на популярных туристических маршрутах.

Образовательные программы играют важную роль в формировании велосипедной культуры. В большинстве немецких школ обязательным элементом учебной программы является обучение правилам дорожного движения и безопасному использованию велосипеда. В четвертом классе ученики проходят специальный «велосипедный экзамен» (Fahrradprüfung), включающий теоретическую и практическую части. Для взрослых организуются курсы безопасного вождения велосипеда, особенно популярные среди иммигрантов и пожилых людей.

Успех программ поддержки велосипедного движения в Германии во многом обусловлен их комплексным характером и долгосрочной перспективой. Вместо разрозненных проектов, немецкий подход предусматривает создание целостной экосистемы, где все элементы — от инфраструктуры до образования и культурных мероприятий — работают на достижение общей цели: сделать велосипед привлекательным, безопасным и удобным транспортным средством для всех категорий населения.

Ключевые выводы

  1. Германия создала комплексную велосипедную инфраструктуру, включающую выделенные велодорожки, обширную сеть парковок, скоростные велосипедные магистрали и многое другое, что обеспечивает безопасность и комфорт велосипедистов.

  2. Всеобщий немецкий велосипедный клуб (ADFC) сыграл ключевую роль в развитии велокультуры, лоббируя принятие национального плана развития велотранспорта и проводя регулярные исследования условий для велосипедистов.

  3. Страна предлагает разнообразные туристические велосипедные маршруты мирового класса, от Эльбского велосипедного пути до маршрута вокруг Боденского озера, привлекающие множество туристов ежегодно.

  4. За последние десятилетия произошел значительный культурный сдвиг: велосипед превратился из транспорта для малообеспеченных слоев населения в универсальное средство передвижения, используемое представителями всех социальных групп.

  5. Развитие велосипедной инфраструктуры стало неотъемлемой частью городского планирования, изменяя облик немецких городов и создавая более благоприятную среду для жителей и туристов.

FAQ

Какие правила дорожного движения для велосипедистов действуют в Германии?
В Германии велосипедисты обязаны соблюдать те же правила дорожного движения, что и автомобилисты. Они должны передвигаться по специальным велодорожкам, если таковые имеются, или по проезжей части. Езда по тротуарам запрещена, за исключением случаев, когда это разрешено специальным знаком или если велосипедистом является ребенок до 10 лет. Велосипеды должны быть оборудованы исправными тормозами, звонком, а при движении в темное время суток — передними и задними фонарями и светоотражателями. Использование шлема рекомендуется, но не является обязательным для взрослых.

Можно ли арендовать велосипед в Германии, и сколько это стоит?
Практически во всех крупных городах Германии действуют системы проката велосипедов. Самыми распространенными являются Call a Bike (принадлежит Deutsche Bahn), Nextbike и TIER. Стоимость аренды варьируется в зависимости от города и системы. В среднем, краткосрочная аренда обойдется в 1-3 евро за полчаса или 8-15 евро за день. Многие системы предлагают также абонементы для регулярных пользователей. Для аренды обычно требуется регистрация в соответствующем приложении и привязка банковской карты. В туристических регионах также распространены традиционные пункты проката, предлагающие более широкий выбор велосипедов, включая электровелосипеды и специализированные туристические модели.

Как организованы велосипедные парковки в Германии?
Велосипедные парковки в Германии представлены в различных форматах: от простых стоек для крепления рам до охраняемых крытых комплексов. Наиболее развитая система парковок существует возле железнодорожных станций, где часто оборудованы специальные «велосипедные станции» (Fahrradstation) с видеонаблюдением, защитой от осадков и дополнительными услугами, такими как ремонт и техническое обслуживание. В жилых районах устанавливаются велосипедные стойки во дворах и на улицах. Новые жилые комплексы обязательно включают в проект отдельные помещения для хранения велосипедов. Торговые центры, офисные здания и учебные заведения также оборудуют парковки для сотрудников, посетителей и студентов.

Какие меры безопасности рекомендуется соблюдать при езде на велосипеде в Германии?
Несмотря на развитую инфраструктуру, велосипедистам рекомендуется соблюдать базовые меры безопасности: использовать шлем, особенно при поездках на длинные дистанции или в интенсивном городском потоке; быть заметными на дороге, используя яркую одежду днем и светоотражающие элементы в темное время суток; соблюдать дистанцию до других участников движения; сигнализировать о своих маневрах заблаговременно; не пользоваться мобильным телефоном во время движения; регулярно проверять техническое состояние велосипеда. Особое внимание следует уделять проезду через перекрестки и взаимодействию с грузовым транспортом, который имеет обширные «слепые зоны».

Как интегрирован велосипедный транспорт с общественным транспортом в Германии?
Интеграция велосипедного транспорта с общественным является важным элементом немецкой транспортной системы. Велосипеды можно брать с собой в поезда, при этом для региональных поездов обычно требуется приобретение специального билета для велосипеда (около 5-6 евро), а в поездах дальнего следования необходимо забронировать место для велосипеда заранее. В метро, трамваях и автобусах правила перевозки велосипедов различаются в зависимости от города и времени суток (часто запрещено в час пик). Практически все транспортные узлы оборудованы велопарковками, а многие крупные станции предлагают услуги проката велосипедов, что позволяет пассажирам легко продолжать свой путь после прибытия в пункт назначения.

Вам также может понравиться
Немецкая педантичность: мифы и реальность за маской стереотипов
Немецкая педантичность: мифы и реальность за маской стереотипов
Раскрываем правду о знаменитой немецкой педантичности. Узнайте, насколько реальны стереотипы
FSRS: новый алгоритм Anki сократит ваши повторения на 30%
FSRS: новый алгоритм Anki сократит ваши повторения на 30%
Узнайте, как новый алгоритм FSRS в Anki сокращает количество повторений
Немецкая школа: путеводитель для русскоязычных семей
Немецкая школа: путеводитель для русскоязычных семей
Узнайте о немецкой системе образования: типы школ, адаптация русскоязычных детей
Denglisch: как английский язык меняет облик немецкой речи
Denglisch: как английский язык меняет облик немецкой речи
Denglisch — уникальный лингвистический феномен, смешивающий немецкий и английский языки.
Качаем всё с немецкого ТВ - руководство по MediathekView
Качаем всё с немецкого ТВ - руководство по MediathekView
MediathekView для изучения немецкого языка: как бесплатно скачивать сериалы, фильмы
Мрачные корни любимых историй: о чём молчат сказки братьев Гримм
Мрачные корни любимых историй: о чём молчат сказки братьев Гримм
Откройте шокирующую правду о знаменитых сказках братьев Гримм: от жестоких
Франкония vs Бавария: 200-летнее противостояние культур
Франкония vs Бавария: 200-летнее противостояние культур
Почему франконцы не считают себя баварцами? Узнайте о 200-летнем культурном
Швейцарский немецкий: как три языка уживаются в одной стране
Швейцарский немецкий: как три языка уживаются в одной стране
Откройте для себя уникальный мир швейцарского немецкого языка: как сосуществуют
Нейросети в изучении языков — интуитивное погружение вместо перевода
Нейросети в изучении языков — интуитивное погружение вместо перевода
AI трансформирует изучение языков, заменяя перевод иммерсивным подходом. Узнайте, как
Евгений Ерошев
Преподаватель немецкого
с опытом 10+ лет
Евгений Ерошев печатает ...
Подборка видео
«Немецкий по фильмам»
Бесплатно