О чем речь? Поезда в Германии – популярный вид общественного транспорта. Ж/Д сообщение в стране развито, всё сделано для удобства пассажиров. Основной немецкий железнодорожный перевозчик – Deutsche Bahn.
Какие? Все поезда в Германии делятся на магистральные и региональные. К первым относятся комфортные скоростные составы, курсирующие между крупными городами, выполняющие международные рейсы. Билеты на региональные поезда дешевле, движутся медленнее и не на такие большие расстояния. На каждом из этих видов составов действуют скидки.
Железнодорожные вокзалы в Германии
В Германии железнодорожные вокзалы часто являются центрами общественной жизни. В каждом городе и посёлке есть своя станция, обслуживающая несколько близлежащих населённых пунктов. В больших городах часто есть несколько вокзалов, главный из которых называется Hauptbahnhof («Центральный вокзал»).
На немецких вокзалах можно найти все необходимые удобства, такие как:
- газетные киоски;
- маленькие кафе;
- билетные кассы;
- справочные бюро;
- табло с расписанием движения поездов.
В Германии для пассажиров первого класса предусмотрены бизнес-залы «DB Lounges». В больших городах также доступно удобное рабочее пространство Coworking для бизнес-путешественников. На вокзалах встречаются автоматы, где можно приобрести перекусы и напитки.
Особенно удобны терминалы для покупки билетов на поезд, которые оборудованы на всех вокзалах Германии. Здесь пассажиры могут оплатить проезд и получить подробную распечатку маршрута. Система навигации может показаться сложной, но после того, как разберёшься, забываешь о необходимости стоять в очереди в кассу.
В Лейпциге располагается самый большой по площади железнодорожный вокзал в Европе. Его территория занимает 83 000 квадратных метров, вокзальное здание имеет длину 298 метров. На вокзале Лейпцига 26 путей, а его пропускная способность превышает 120 000 человек в день.
Этот вокзал является тупиковым, что типично для главных железнодорожных станций в Германии — поезда приезжают только с одной стороны и начинают движение в обратном направлении. В 90-е годы на территории вокзала был построен современный торговый центр, который сегодня пользуется популярностью у жителей и туристов, предлагая широкий выбор магазинов, работающих даже по воскресеньям.
Магистральные поезда Германии
Магистральные поезда, которые обычно выкрашены в белый цвет, включают следующие типы составов:
InterCityExpress (ICE)
Высокоскоростные магистральные поезда в Германии соединяют крупнейшие города Германии, например, Берлин и Кёльн, а также устанавливают связь с другими странами, включая Бельгию, Нидерланды, Швейцарию и Австрию. Они чаще всего курсируют в дневное время.
В вагонах этих поездов царит атмосфера, напоминающая салон самолета. Кресла очень удобные, есть мониторы с информацией о поезде, текущей скорости и станциях маршрута. Все вагоны оснащены климат-контролем. Некоторые вагоны оборудованы специальными усилителями связи для улучшения сигнала мобильных телефонов, в то время как другие предназначены для тех, кто предпочитает спокойствие и тишину.
Информацию о дополнительных услугах, таких как вагоны с ресторанами или бистро, можно получить в кассах. В поездах также есть купе для семей с детьми, где они могут играть, и большинство мест оборудованы розетками для зарядки устройств.
Intercity (IC) / Eurocity (EC)
Скоростные поезда разгоняются до 200 километров в час. Поезда Intercity соединяют крупные города Германии, а поезда Eurocity устанавливают связь между Германией и другими европейскими странами.
Поезда этого типа предложения по комфорту почти не уступают поездам ICE. Различия заключаются преимущественно в более низкой скорости движения и менее современном дизайне внутреннего интерьера вагонов.
City Night Line (CNL)
Ночные поезда обычно обслуживают международные рейсы и подходят для путешественников, которые предпочитают находиться в пути во время сна, чтобы не тратить драгоценное дневное время на дорогу. Некоторые из популярных маршрутов включают:
- Гамбург — Вена.
- Мюнхен — Милан.
- Дюссельдорф — Инсбрук.
Ночные поезда этой категории предлагают три вида вагонов:
- Вагон с сидячими местами. Это самый бюджетный вариант. В отсеке расположено шесть мест (три кресла с одной стороны и три с другой). Если нет соседей, кресла можно использовать как лежачие места. Во всех вагонах есть умывальники и туалеты.
- Плацкартный вагон. Возможны варианты размещения по шесть и четыре человека. В вагонах хорошо работает кондиционирование, есть умывальники и туалеты. Возможно формирование мужских, женских или семейных купе по желанию пассажиров.
- Спальный вагон. Этот вариант предлагает максимальный комфорт. Есть два вида размещения: эконом и люкс. В эконом варианте предоставлен двухэтажный отсек с туалетным столиком и умывальником. В варианте люкс также предусмотрен собственный туалет в отсеке.
В ночных поездах все вагоны оснащены необходимыми удобствами для комфортного путешествия.
Региональные поезда Германии
Региональные поезда в Германии представлены несколькими видами, которые отличаются по характеристикам и типам маршрутов:
S-Bahn
Это пригородные электрички, которые соединяют близлежащие населенные пункты и связаны с метрополитеном (U-Bahn). Например, можно сесть на S-Bahn в пригороде Берлина и доехать до центра столицы, а затем пересесть на метро. S-Bahn также используются внутри городов для доставки пассажиров в отдаленные районы или к аэропортам. В S-Bahn удобная и чистая обстановка, всегда есть места для велосипедов.
Regional Bahn (RB)
Это междугородние поезда с маршрутами обычно до 200 километров. Они двигаются со скоростью до 80 километров в час и часто стыкуются с экспрессами.
Внутри вагонов RB комфорт практически такой же, как в S-Bahn, но может быть немного более удобно, так как поезда проезжают длинные расстояния.
За безопасностью в составах RB строго следит специализированная служба железной дороги и полиция.
Regional-Express (RE)
Самый популярный тип поездов для внутренних поездок по Германии. RE покрывают довольно большие расстояния и останавливаются только на станциях крупных городов. Средняя скорость поездов в Германии составляет 150 километров в час. Вагоны RE двухэтажные и могут перевозить большое количество пассажиров. Внутри только сидячие места.
Эти региональные поезда представляют различные уровни комфорта и скорости, предназначены для удобных и эффективных внутренних поездок по Германии.
Тарифная сетка и система скидок на ЖД-поездки в Германии
Тарифы на поезда в Германии могут показаться запутанными, но разобравшись в них и узнав о специальных предложениях, можно путешествовать по стране и за ее пределы по довольно приемлемым ценам. Скоростные поезда обычно имеют самую высокую стоимость.
Например, поездка из Берлина в Кёльн (четыре часа) стоит 128 евро во втором классе, а путь из Гамбурга в Мюнхен (шесть часов) – 157,50 евро. Билет на двухчасовое путешествие из Франкфурта в Нюрнберг обойдется в 61 евро. Стоимость передвижения на региональных поездах немного дешевле, но из-за остановок и пересадок время в пути может значительно увеличиться.
Читайте также!
Существует система скидок, включающая тарифы Sparpreis, Sparangebot и Flexpreis, которые действуют на все скоростные поезда для внутренних и международных маршрутов Deutsche Bahn при предварительной покупке. Чем раньше билеты заказываются, тем дешевле они стоят. Например, на тех же маршрутах из Берлина в Кёльн можно найти билеты за 43,90 евро, из Гамбурга в Мюнхен – за 29,90 евро, а из Франкфурта в Нюрнберг – за 19,90 евро.
С 1 августа 2018 года Deutsche Bahn запустила новый тариф для экономных путешественников — Super-Sparpreis-Ticket. Этот билет действует на скоростные поезда ICE, IC, EC, а также на региональные составы RB и RE. Он предлагает еще более выгодные цены, но требует предварительного заказа за полгода до даты поездки.
Важно отметить, что билет со скидкой действует только на выбранный поезд и конкретный маршрут. Возврат или обмен такого билета может быть невозможен или вероятен только с дополнительной оплатой в размере 15 евро в зависимости от условий скидки.
Для региональных поездов также доступны скидочные предложения. Например, Schönes-Wochenende-Ticket, или «билет прекрасного выходного дня», действует по всей Германии по субботам или воскресеньям. За 44 евро пассажир может совершать неограниченное количество поездок в региональных поездах и городском транспорте с 00:00 до 3:00 следующего дня.
Этот билет также доступен для групп до 5 человек по цене 68 евро. Он позволяет двум взрослым и любому количеству их детей и внуков до 14 лет путешествовать в пределах Германии. Также он действителен в некоторых приграничных зонах, таких как части Польши, Чехии, Швейцарии, Нидерландов и австрийского Зальцбурга.
В рабочие дни Deutsche Bahn предлагает аналогичный билет под названием Quer-durchs-Land-Ticket, который позволяет совершать неограниченное количество поездок через несколько федеральных земель в течение одного дня, с 9:00 до 3:00 часов следующих суток. Стоимость билета составляет 44 евро на одного пассажира с доплатой в 8 евро за каждого последующего пассажира. Это предложение также распространяется на некоторые приграничные маршруты.
Читайте также!
Еще один вариант для путешествий на региональных поездах и городском транспорте — Länder-Ticket. Почти каждый регион в Германии предлагает свой «земельный билет», который позволяет значительно дешевле передвигаться по сравнению со стандартным тарифом. Билет действует по будням с 9:00 до 3:00 следующих суток, а по выходным и праздникам с 00:00 часов. За время действия билета можно совершать любое количество поездок, менять направления и пересаживаться.
Билет также доступен как на одного пассажира, так и на группу до 5 человек. Стоимость билета зависит от федеральной земли: например, в Баден-Вюртемберге, Райнланд-Пфальце или Саксонии он стоит 24 евро на одного человека, в Гессене — 35 евро, а в Северном Рейне-Вестфалии — 45 евро. Правила использования билетов могут различаться в зависимости от земли, поэтому их лучше уточнять заранее.
Среди специальных предложений есть и другие возможности. Например, в некоторых регионах выгоднее использовать тарифы местных городских и пригородных транспортных систем.
Так, билет на один день в тарифной системе VRR в Рурской области между городами Дортмунд, Бохум, Дуйсбург, Эссен, Дюссельдорф и Вупперталь, а также голландскими Венло и Неймингеном стоит 29,10 евро для первого пассажира и 5,10 евро для каждого последующего. Аналогичная система действует в тарифной зоне VRS в городах и окрестностях Кёльна, Бонна и Бергиш-Гладбаха, где билет на целый день стоит от 28,50 евро на одного человека.
Часто задаваемые вопросы о поездах Германии
Поезда в Германии опаздывают?
Поезда в Германии часто задерживаются, несмотря на известную немецкую пунктуальность. Задержки обычно составляют от пяти до десяти минут для экспрессов, что считается стандартом. Однако бывают и более серьезные случаи, когда поезда опаздывают на два-три часа и даже больше.
Эта частота задержек связана с высокой загруженностью железнодорожных путей и ростом транзитных перевозок грузов на фоне недостаточно быстрого развития новых инфраструктурных проектов. Использование компьютерных систем для оптимизации маршрутов иногда не исключает сбоев, которые могут привести к значительным последствиям для расписания поездов в Германии.
Читайте также!
В случае значительных задержек расписание пересадок также может нарушиться, что приводит к неудобствам для пассажиров. Deutsche Bahn компенсирует убытки путешественников, предоставляя помощь в составлении нового расписания и выдавая специальные билеты с указанием временного интервала задержки.
Потерпевшие пассажиры могут обратиться в службу клиентов и получить компенсацию, если задержка составила более полутора часов и не привела к серьезным последствиям, например, пропуску самолета.
Какие особенности характеризуют поездки по железной дороге в Германии?
В Германии железная дорога имеет несколько особенностей:
- В отличие от других стран, в Германии нет турникетов на станциях — билеты не проверяются при посадке на поезд или при выходе с платформы.
- Контроль наличия билета и выявление безбилетников проводится выборочно прямо во время движения поезда.
- Нарушители, использующие поезд без билета, могут быть оштрафованы на сумму от 60 до нескольких сотен евро или даже арестованы.
- Цены на обычные железнодорожные билеты в кассах высокие. Однако, если использовать проездные или покупать билеты заранее на сайте, можно значительно сэкономить.
- Номера платформ могут меняться вплоть до отправления поезда. Поэтому важно внимательно следить за табло и, если знаете немецкий, внимательно слушать объявления.
- В Германии есть возможность путешествовать с животными, велосипедами и даже собственными автомобилями по железной дороге при условии правильного оформления билета.
Какие классы поездов существуют в Германии?
В Германии предлагается путешествовать первым или вторым классом в региональных и скоростных поездах. Вот как они отличаются:
- Цена билета для первого класса выше в зависимости от спроса и даты отправления.
- В первом классе кресла удобнее, с подлокотниками и достаточным пространством для ног и багажа, что особенно важно при дальних путешествиях.
- Возможность заказа еды и напитков с доставкой к месту.
- Безлимитный Wi-Fi.
- Возможность выбора определённого места. Во втором классе чаще всего придётся садиться на свободные сиденья.
- Пассажиры, купившие билет по дорогому тарифу, могут пользоваться открытым доступом в зоны отдыха на крупных вокзалах Германии. Здесь предлагаются комфортные оборудованные зоны ожидания с интернетом, едой и напитками, включая алкогольные.
- Возможность бронирования места в спокойном вагоне, где соблюдается тишина, и пассажирам не разрешается шуметь или громко разговаривать, включая разговоры по телефону.
- В некоторых категориях поездов бесплатно предоставляются свежие номера газет и журналов.
Эти аргументы должны побудить вас опробовать поездки по Германии. Это стоит сделать хотя бы для того, чтобы лично убедиться в удобстве и качестве железнодорожных перевозок в этой крупной стране.