“Быть как ребенок” при изучении иностранного языка

wie kinder lernen - как дети учать иностранный язык - мама и ребенок читают книгу

Довольно часто приходится слышать: “зачем вы так заморачиваетесь с методами? Учить язык нужно также, как это делают дети!”  

В том, чтобы брать пример c детей, действительно есть много смысла. В каком-нибудь другом видео я бы хотел поподробнее поговорить о том, в каких аспектах подражание детям дает нам большое преимущество, а где всё-таки лучше учить язык именно как взрослый человек. Но в этом видео я хочу поговорить немного не об этом.

Мне хотелось бы разобраться, во-первых, как ребёнок учит свой родной язык, и попытаться ответить на вопрос, насколько эффективно у него это получается делать, к каким результатам он приходит, и как это можно соотнести, сопоставить с взрослым, изучающим иностранный язык, с теми целями, которые он перед собой ставит, и за какое время он к этим целям реально может прийти.

YouTube player
Дети — ГЕНИИ в изучении иностранных языков! Так ли это?

Как ребенок изучает язык?

Давайте задумаемся о том, как дети учат язык. Уже в утробе ребёнок начинает слышать свой родной язык. Затем ребёнок рождается и попадает в среду, где он постоянно окружён языком. Если языковая среда отсутствует, то мы имеем синдром Маугли. Если человек к определённому возрасту не научился говорить ни на одном языке, то обучить его уже будет невозможно. Учёные спорят насчёт возраста, где пролегает эта граница, но все соглашаются с тем, что если к периоду полового созревания человек не научился говорить, то он уже не научится говорить никогда. По крайней мере полноценной речью это уже нельзя будет назвать. Из этого мы можем сделать вывод, что дети в отношении изучения языков от взрослых отличаются. При рождении у ребёнка есть способность впитывать всё как губка, и эта способность со временем угасает. То есть взрослый априори не может изучать иностранный язык в точности как ребёнок, потому что он уже не ребёнок, и голова у него работает иначе. 

Давайте вернёмся к ребёнку, которому повезло оказаться среди людей, и вокруг которого регулярно присутствует речь. Ребёнок слышит эту речь каждый день и в очень больших количествах. Когда взрослый обращается к ребёнку, он естественным образом использует простые слова, много всего звукоподражательного. Через несколько месяцев такого аудирования ребёнок начинает уже воспроизводить какие-то звуки, которые можно соотнести с родным языком его родителей, это называется гУлить. Затем с полугода уже начинается детский лепет, когда в речи ребёнка появляются простые слоги типа та-та-та, да, ба, ма, па. К году лепет уже становится мелодичным, так что ребёнок начинает воспроизводить интонацию, мелодику языка своих родителей. К полутора годам появляются первые полноценные слова и короткие фразы. При этом я слышал такую мысль, и мне кажется она верной, что если взрослые повторяют за ребёнком его лепет с более чётким нормотипичным произношением, то ребёнок в итоге начинает говорить раньше и делает это более правильно.

По своим детям я заметил очень позитивное влияние регулярного совместного чтения детских книг. Под регулярным чтением я имею в виду два раза в день перед сном без пропусков, то есть каждый Божий день! Когда у нас было двое детей, старший было три, а младшей — год с небольшим, мы читали книги в первую очередь для старшей дочери, а младшая просто играла рядом. Но примерно в год и 2 месяца младшая дочь начала тоже интересоваться книгами, и мы начали подбирать простые книги для её возраста. Как только она начала осознанно следить за нашим чтением, у неё сразу очень резко и быстро начал увеличиваться словарный запас и умение говорить. 

Очень забавно наблюдать, насколько творчески дети играют с языком. Они постоянно придумывают какие-то новые слова и могут делать очень интересные грамматические ошибки, которые воспринимается часто именно не как ошибки, а как такая интересная и детская игра с языком. Конечно, если ошибка повторяется из раза в раз, взрослый её исправляет, и у ребёнка закрепляется правильная модель. То есть в период с двух-трёх лет и далее очень важную роль играет контроль со стороны взрослых, которые приводят язык к устоявшейся норме.

У многих детей четыре примерно года уже формируется довольно хорошая речь, и они могут воспроизводить более-менее все звуки родного языка. Однако, часто детям не даётся какой-то особенно сложный звук, в русском языке часто такими звуками бывает звук р, л или шипящие. И в возрасте детского сада с детьми часто начинает работать логопед, чтобы эти проблемы ушли, и чтобы к началу школьного периода сформировалось типичное произношение всех звуков. 

Результат, к которому приходит ребенок в 8 лет

Итак, давайте теперь представим и обобщим, к какому результату приходит типичный ребёнок 8 лет. Помним, что это 8 лет абсолютного погружения в языковую среду и 8 лет максимально интенсивной работы над своей речью, пусть и детской. 

Из плюсов: да, ребёнок говорит очень бегло на простые темы, очень естественно. Ребенок также прекрасно понимает все, что слышит, если это не выходит за рамки его детского представления о мире. Ну а теперь давайте всё же перечислим по пунктам, в чём ребёнок уступает взрослому:

  • в 8 лет ребёнок еще имеет гораздо более скудный словарный запас, чем любой взрослый.
  • Также ребёнок часто допускает различные грамматические ошибки и с трудом использует сложные грамматические структуры. В немецком такими сложными структурами является сослагательное наклонение, сложные синтетические формы типа пассивного залога в плюсквамперфекте.
  • Большинство восьмилеток ещё не так чётко умеют произносить сложные слова или словосочетания. Многие так и не смогли поставить себе нормотипичные звуки типа р или шипящих, что касается русского языка.
  • Невозможность поддержать сложную беседу и мыслить абстрактно в той мере, как это делают взрослые. 
  • Сложность в выражении своих эмоций и мыслей из-за скудного словарного запаса.
  • И наконец, большие трудности с письмом и чтением. Да, в 8 лет часто уже умеют читать и писать, но делают это еще очень неуверенно и медленно.

Если я вас спрошу: вы хотите через 8 лет изучение языка прийти к тому же, к чему приходят восьмилетний ребёнок? Я думаю, что каждый ответит: нет, нам хотелось бы чего-то другого. 

Сравнение ребенка и взрослого, выводы

Теперь давайте ещё немного поговорим о временных рамках. Нам взрослым часто кажется, что дети учат язык играючи, не встречая совершенно никаких сложностей на пути. Конечно, это не так. Сколько же ребенок проводит времени, работая над своим языком? Это, конечно, очень грубая и может быть даже ложная цифра, но давайте сойдёмся на мысли, что ребёнок так или иначе в течение первых 8 лет своей жизни занимается родным языком как минимум часов по 5 в день, а то и больше. И за 8 лет это 14,5 тысяч часов! 

Если мы возьмём такие же грубые подсчёты, к которым я прошу, чтобы вы сильно не придирались, то среднестатистический взрослый носитель русского языка должен потратить порядка полутора тысячи часов на достижение уровня C1 в немецком языке. 1.500 часов — Это 4 года непрерывных занятий немецким языком по часу в день. Получается что взрослый изучает иностранный язык десятикратно эффективнее ребёнка! Вывод: не нужно сетовать на то, что вы уже не ребенок. Нужно просто начать заниматься по часу в день, и все получится!

Автор: Евгений Ерошев

Преподаватель немецкого языка, переводчик, youtube блогер

Добавить комментарий
Забрать
подарок